Теория

Этапы освоения и совершенствования

В.Бондаренко

Последовательность освоения и этапы совершенствования в одиночной практике тайцзицюань

Практика тайцзицюань подразделяется на: одиночную – практику отдельных форм и практику комплекса (таолу); и парную – практику в паре, такую как туйшоудуйляньсаньшоу.Одиночная практика является сущностью (ти), а парная – применением (юн) тайцзицюань.

«Тайцзи – это единая ци, а единая ци – это тайцзи. Говоря о сущности, скажем «тайцзи», говоря о функции (применении) назовём «единой ци».»

Сунь Лутан

Одиночная практика является основой для парной работы.Любая практика имеет этапы совершенствования.Но прежде чем приступить к этапам необходимо построить «фундамент», на котором будет возводиться «здание» совершенствования. «Фундамент» — это «последовательность освоения форм», а «здание» — это «этапы совершенствования».»Последовательность освоения форм» в себя включает: разучиваниеразбираниефиксированиесоединение.

Последовательность освоения форм

А.Разучивание правильного выполнения форм

Все мастера боевых искусств отмечают важность правильного выполнения форм, от этого зависит качество дальнейшей практики.

«Занимающийся должен заботиться о концентрации на правильных позициях и выравнивании с самого начала, тело позднее может повредиться«.

Гун Баочжай

Правильное выполнение формы позволяет энергии и крови свободно циркулировать по телу, тем самым придавая силу каждому движению.

«Если цюань правильный, то кровь течет свободно по сосудам всего тела, энергия и сила многократно увеличиваются«.

Сунь Лутан

Неправильное выполнение, напротив препятствует свободной циркуляции энергии и крови, что сможет причинить вред организму. И чем дольше ученик будет практиковать неправильно формы, тем глубже проникает болезнь.Движения и здоровье организма напрямую взаимосвязаны, а потому необходим опытный наставник, способный исправить (вылечить) болезнь неправильных движений.

«Если болезнь ясна, то её можно легко излечить. Это зависит от мастерства наставника и глубины понимания им принципов. Если болезнь скрытая и комплексная, то без опытного и глубоко знающего принципы наставника её не вылечить. Эту болезнь невозможно увидеть у практикующегося, и сам он её не ощущает, полагая, что практикуемые им принципы достигли зрелости. Однако болезнь, о которой не знаешь сам, может засесть ещё глубже. Не познавшие этот принцип, и далеко зашедшие по этому пути, не могут уже исправить болезнь такого рода. Эта болезнь называется «грубая естественная Цзинь«.

Бай Сиюань

И далее, чтобы этого не произошло, Бай Сиюань пишет:

«Первое, что необходимо практикующему боевые искусства – это получить истинную передачу. Правила, которые содержатся внутри боевого искусства, нужно знать точно и тренироваться в соответствии с ними.

Второе – необходимо дорожить этим.

Третье – необходимо обладать постоянством.»

Для того, чтобы выполнить форму правильно, первое, что необходимо – знать её применение (юнфа). Тогда имеется яркое представление тому, что выполняется, а движение исходно будет верно.Более верно будет, если демонстрация юнфа будет проводиться в ключе техники циньна. Если движение не верно, то болевого воздействия не будет.

Б.Детальное разбирание цзинь в каждой форме

В этот период освоения форм, необходимо разобрать, что выполняет каждая из рук в каждом движении. Имеется ввиду 8 методов (пэнлюйцзианьцайлечжоукао). Например, пэншоу в форме «схватить воробья за хвост» в стиле Ян тайцзицюань. В пэншоу пэн выполняет только одна из рук, другая же рука выполняет ань. И так необходимо разобрать все формы. Также важно разобрать все вращения, которые присутствуют в форме, начиная от вращений каждой из рук и заканчивая всем телом. Необходимо обратить внимание на одновременность или согласованность верха и низа.

«Правильное цзинь происходит из правильного управления и правильного движения»

Хэ Цзиньхань

В.Фиксирование положений кай и хэ в каждой форме

«Сохранение определенной стойки в её правильной форме от нескольких секунд до нескольких минут и более, без какого-либо движения, называется «поза столба». Это является общепринятой практикой и очень эффективным средством для развития силы ног, большего погружения, мощи и выносливости, т.к. постепенно возрастает прочность нижней части тела, как будто вы врастаете в землю»

Ян Юйтин

Фиксирование крайних положений каждой формы называется «Квадратный каркас». Он ставит целью: установиться в середине, отработать основной навык тайцзицюань — вытягивание,более явно выделить пустоту-полноту в формах.В этот период практики происходит наложение вдоха и выдоха на движение.

Г.Соединение всех форм в более-менее плавный непрерывный комплекс (таолу)

Выполнение всего комплекса в легкой непринужденной манере, плавно и непрерывно, называется «Круглый каркас». В это времяставится практика взгляда в каждом движении, нарабатывается лёгкость (цин), подвижность (лин), округлость (юань), равномерность (юнь).

«Истинное боевое мастерство приходит не из комплексов, а из практики отдельных движений. Нужно первым делом практиковать отдельные движения, понять и выработать цзинь в этих движениях, понять их применение. Только после этого можно переходить к практике комплексов»

Лю Цзинжу

Освоение комплекса (таолу) – это ещё не мастерство, как предполагают многие, а «всего лишь волоски на коже».

«Если изучать по одной форме за 7-10 дней, на всё изучение уйдет от полгода до года. Ес-ли таким образом тренироваться, то не постигнешь боевое искусство и за всю жизнь. То, чему научишься – не более, чем формы цюань, всего лишь волоски на коже«.

Люй Чжаньао

Этапы совершенствования

«Без Внутреннего Мастерства все техники никуда не годятся, и нет смысла их практиковать»

Ма Чюаньсюй

I ЭТАП

Регулирование тела

Явная цзинь (минцзинь) — означает твердую (чанцзинь, твердую – не означает грубую. На этом этапе движения рук и ног должны быть согласованны, нельзя допускать хаотичности. Движения большие, круги явные, формы открытые и растянутые. Сила выражается явно в каждом движении. Движение от открывания к закрыванию соответствует «Омовению» тела и головы «Малым Небесным кругом».

Регулирование дыхания

Движения регулируют дыхание. Принцип регулирования заключается в согласованности действий рук и ног. Дыхание через нос, оформлено снаружи.

Регулирование сознания

Мысль следует за движением. Сначала мысль (и) помещают только в начальную и конечную точку каждого движения. Когда в этом опыт будет достаточный, переместите мысль (и), чтобы прояснить линию, через которую проходит путь каждого движения. На этом этапесемя (цзин) преобразуется в энергию (ци). Энергия свободно циркулирует по переднесрединному и заднесрединному меридианам – это называется «Малым Небесным кругом».

Хао Вэйчжэнь называл этот этап – Начальный уровень обучения.

«Тело как будто находится в воде, а ноги – как будто преодолевают сопротивление воды.»

II ЭТАП

Регулирование тела

Скрытая цзинь (аньцзинь) означает мягкую (жоуцзинь. Мягкая – не значит слабая (жуань). Слабая — значит без силы, мягкая – не означает отсутствия силы. На этом этапе движения рук и ног как бы останавливаются, но не останавливаются, это значит «Большой круг» «Омывает» 4 конечности. Движения и круги маленькие, более закрытые и сжатые – вплоть до сведения в прямую линию. Во время практики необходимо раскрыть дух (шэнь) и энергию, нельзя себя ограничивать. Движения должны быть живые, текучие, наполненные внутренней силой.

Регулирование дыхания

Дыхание регулирует движение. На этом этапе дыхание первично, а движения вторичны. Это говорит о том, что вдох и выдох двигают тело. Внимание сосредоточено – на внутреннем дыхании даньтянь, поэтому называется «зародышевым дыханием». Дыхание оформлено внутри.

Регулирование сознания

Движения следуют за мыслью. Каждое движение выполняется следуя телом за мыслью (и), от начальной точки до конечной в процессе всего движения. Вначале таким образом выполняется каждая форма, а затем весь комплекс тайцзицюань. На этом этапеэнергия преобразуется в дух (шэнь). В это время энергия может свободно циркулировать по всему телу – это называется «Большой Небесный круг».

Хао Вэйчжэнь называл это «Вторым уровнем обучения«.

«Движения корпуса, рук и ног как будто совершаются в воде. Ноги не достают до дна, подобно пловцу, свободно плывущему на большое расстояние«.

III ЭТАП

Регулирование тела

Изменчивая цзинь (хуацзинь) — это предел мягкости. Если внутри нет воли, преднамеренности – это истинная воля. Когда инь и ян полностью перемешаны, твердое и мягкое соединены друг с другом, внутреннее (нэй) и внешнее (вай) как одно целое – это и будет изменчивая цзинь (хуацзинь).

«Цюань без цюань, воля без воли, то, что внутри безволия – истинная воля. Не видишь — но очевидно, не движешься – но изменяешься, не действуешь – но создаешь. В безмолвии и неподвижности вслушиваешься в ощущения и достигаешь проникновенности«.

Цюаньцзин

«Когда достигнуто состояние пустоты, то тело – не то тело, а сердце – не то сердце, форма и дух одинаково чудесны, это состояние истинного единения с Дао. В это время тело еди-но с Великой Пустотой. Практикуя в Пустоте, единении с Дао, достигаешь безмолвия и непод-вижности, вслушиваешься в ощущения и продвигаешься в постижении. Невозможно не стать самодостаточным, это дао повсюду, это состояние абсолютного безразличия.»

Го Юньшэнь

Регулирование дыхания

Дыхание хотя и есть, но как будто его нет. Смысл в том, что нельзя забывать о дыхании, и нельзя помогать. В сердце сплошная пустота, не наличие и не отсутствие, нет никаких проявлений.

Регулирование сознания

Отбрасывается представление линии или пути и заменяется в сознании движущейся точкой, позволив движению тела следовать движению движущейся точки. После некоторой практики таким образом, будет возможным выполнить весь комплекс тайцзицюань плавно и живо, подобно бегущей воде или гонимому ветром облаку. На этом этапе духвозвращается в Пустоту (сюй) – это состояние, в котором появляется возможность двигать ци без сознательного усилия.

«Третий уровень обучения – позволяет увеличить подвижность, ноги как будто движутся по поверхности воды. Когда приходишь к этому уровню, в сердце такая осторожность, как если погружаешься в глубокий омут или ступаешь по тонкому льду, нет и малейшего расслабления воли. При малейшей рассеянности шэнь и ци, боюсь, что сразу утонешь.»

Хао Вэйчжэнь

Заключение

Это небольшой путеводитель для практикующих тайцзицюань. Он не указывает всех нюансов на пути совершенствования в одиночной практике, но указывает основное направление. Закончить материал можно словами знаменитого мастера конца XIX века Го Юньшэня:

«Изучать путь кулачного искусства как крайне легко, так и крайне трудно. Легко – потому, что формы простые, лёгкие и немногочисленные. Трудно – потому, что простые формы быстро надоедают (вызывают пресыщение) и, внешне, не вызывают восхищения. Из-за этого легко бросить на полпути, возненавидеть обыденные методы, и не дойти до чудесных основополагающих принципов.» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .