Теория

Немного теории Тайцзицюань — характерные особенности

Вашему вниманию предлагается  перевод В. Бондаренко книги Чжан Чуцюаня «Янши мичуань ибай эрши цзю ши тайцзичанцюань»

ЧАСТЬ I

Характерные особенности тайцзичанцюань

Глава I. Верхние конечности.

К верхним конечностям относятся три основных сустава: плечевой (корневой), локтевой (средний), лучезапястный (верхний). У верхних конечностей вращение осуществляется вовнутрь и наружу.

1. Плечевой сустав.

Плечо – это большой сустав. При практике необходимо плечи опустить и расслабленно открыть (сун кай). Когда плечевой сустав достаточно открыт, верхние конечности приобретают свободу подвижности. Оба плеча должны быть расположены горизонтально.

Во время практики часто обращают внимание на опускание плеч, забывая про «пустые подмышки». Люди неправильно думают, что опущенные и свешанные плечи – способствуют правильному движению. На самом деле, нарочное опускание с силой плеч, может привести к чувству тяжести и усталости в плечах.

«Пустые подмышки» — это так называемая «тренировка бокса с двумя горячими булочками подмышками». Объясняется это так: когда берёшь булочки подмышки с горячей плиты, движение и поза в этот короткий миг – живое объяснение техники «пустых подмышек». В этот момент сила, которая используется для того, чтобы схватить булочку подмышкой, очень точна, потому что иначе можно обжечь руку, если сильно схватишь; и можно уронить булочку, когда силы недостаточно. Это вынуждает использовать руку так, чтобы она была ни слишком близко, ни слишком далеко от поверхности булочки, чтобы подмышка держала её с правильно рассчитанной силой. «Практика бокса с двумя горячими булочками подмышками» является простым и лёгким способом для понимания правильного положения, и показывает, что подмышки должны быть расслаблены. В подмышках должно быть расстояние с кулак в течение всей практики, тогда внутренняя энергия-ци (нэй ци) в плечах и руках будет свободно циркулировать.

В бою плечом можно изменить (хуа), можно ударить (да). Когда противник захватывает (на) моё плечо, необходимо плечо расслабленно открыть (сун кай) и одновременно вращать, чтобы изменить положение рук противника. А потом применить против него опирание (као). У опирания плечом (као) – три направления: вперёд, назад, вбок.

2. Локтевой сустав.

При практике тайцзицюань необходимо, чтобы локти были свешаны (направлены вниз). Локтевой сустав должен быть согнут, расслаблен, а также соотноситься с одноимённым коленом. Если локоть задран вверх, то создаётся помеха для прохождения энергии-ци – она не может достичь запястья.

В бою локтем используется изменение (хуа) силы противника, также локтем можно ударить (да) или захватить (на) кисть противника, можно усилить опирание (као). Локоть можно использовать по направлению вовнутрь, наружу, вверх, вниз, вбок. Существует два основных вращения локтем: шунь (центробежное) и ни (центростремительное). Корень движения локтя находится в плече.

3. Лучезапястный сустав.

Во время практики тайцзицюань необходимо, чтобы лучезапястный сустав был расслабленным, мягким, округлым, подвижным, осаженным (в конце формы). Запястье должно быть мягким и упругим, но не вялым. В мягкости и расслабленности должна быть жёсткость, но не твёрдость — это и есть упругость. В конце формы необходимо осаживать запястье до положения под углом 70 градусов, но не до максимума – это позволит оставить лучезапястный сустав упругим и подвижным. Пальцы должны быть открыты, направлены вверх. Положение локтевого сустава регулирует осаживание запястья. Когда в запястье происходит истинное расслабление, тогда между предплечьем и кистью (в лучезапястном суставе) как бы появляется щель. Внутренняя энергия-ци (нэй ци) через эту щель связывает запястье с рукой. Такой эффект достигается только путём практики мысли. Происходит то, о чём мастера говорят: «Если достигнешь уровня расслабленного открытия (сун кай) запястья, то появляется чувство отсутствия силы — такое, что невозможно поднять даже чашку. Но когда внутренняя энергия-ци наполнит запястье, эта сила вернётся и прибавится».

Лучезапястный сустав в практике туйшоу и бою используется для изменения (хуа), удара (да), накрывания (коу), закрывания (фэн), поднимания (дяо), деления (ле), нажатия (ань), осаживания (цзо), зацепа (гоу) и многого другого.

4. Ладонь.

Ладонь имеет связь с тремя большими суставами верхних конечностей, благодаря чему обладает большой подвижностью. Положение ладони в практике тайцзицюань имеет очень большое значение. Кисть имеет три формы: ладонь (чжан), кулак (цюань), крюк (гоу). В тайцзичанцюань методы ладони (чжан фа) должны быть расслабленно открыты (сун кай) и чуть-чуть согнуты. Большой палец не должен быть отогнут, пальцы чуть вытянуты наружу (лук наружу), кончики пальцев чуть согнуты вовнутрь, «пасть тигра» (хукоу) должна быть округла. Методы кулака (цюань фа): 4 пальца согнуты и касаются ладони, большой палец прижимает фалангу среднего пальца. Крюк (гоу): кончики всех пальцев собраны и опущены вниз. Ладонь, кулак и крюк должны быть расслабленными и мягкими. В ладони присутствуют полнота-пустота (ши сюй): во время собирания усилия-цзинь – пустая ладонь; во время выброса усилия-цзинь – полная ладонь.
В тайцзичанцюань используются следующие формы ладони: прямо (чжэн), вбок (це), вниз (фу), вверх (ян), висящая (чуй), тыльная (фан).

Использование ладони в бою обширно.

Кулаком (цюань) можно ударить (да), бросить (пе), преградить (бань), сажать (цзай), пронзить (гуань).

Крюком (гоу) можно натянуть (тао), запечатать (фэн), набросить (гоу).

Ладонью (чжан) можно выполнить: пэн, люй, цзи, ань, поднять (дяо), запечатать (фэн), захватить (на), воткнуть (ча), выдернуть (тяо), разделить (ле), поддержать (то).
От того, как сформирована и насколько повёрнута ладонь, зависит многое. Если положение ладони неверное, это служит помехой для всех верхних конечностей. На рисунке 2 показано верное положение, на рисунке 3 – неверное.

Например, форма «лоуси аобу». Левая ладонь обходит (лоу) левое колено и давит (ань) вниз снаружи. Указательный палец должен быть расположен чуть выше мизинца. Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы должны быть расслабленно открыты (сун кай), тогда возникнет ощущение энергии (ци), проникающей до кончиков пальцев. В левой стороне низа живота чувствуется расслабление и покой. Если сгиб левой ладони неверный, мизинец выше или на одном уровне с указательным пальцем, — три сустава левой руки будут твёрдыми и неподвижными, а энергия не сможет достичь кончиков пальцев.

Правой ладонью толчок вперёд, указательный палец на уровне кончика носа. Возвышенность малого пальца ладони направлена вперёд, где расположена точка усилия-цзинь. Сила от правой пятки через позвоночник достигает возвышенности малого пальца правой руки.

В тайцзичанцюань важны следующие моменты использования ладони:

1. При толчке ладонью вперёд. Возвышенность малого пальца выдвигается чуть вперёд; кончик локтя свободный, но не поднят, а свешен; ладонь поддерживается наверху; возвышенность большого пальца чуть повыше, возвышенность малого пальца чуть пониже.
2. При нажимании ладонью вниз. Возвышенность большого пальца чуть выше, возвышенность малого пальца чуть ниже; плечо опущено, локоть свешен.
3. За спину тыльной стороной ладони (тунбэй фанчжан). Середина ладони наружу; возвышенности большого и малого пальцев горизонтально на одном уровне; между ладонью и локтем угол 135 градусов.

Глава II. Нижние конечности.

Ноги – это колёса, поясница – ось. При практике комплекса в движениях вперёд-назад, изменениях в восьми направлениях, полнота-пустота — всё происходит через нижние конечности. Поэтому движения должны быть подвижные, округлые и очень лёгкими. Нижние конечности состоят из трёх больших суставов: тазобедренного, коленного и голеностопного.

1. Тазобедренный сустав.

Тазобедренный сустав необходимо расслабив открыть (сун кай), движения должны быть округло подвижными. Движения тазобедренного сустава согласуются с движениями поясницы и плеч.
В бою тазобедренный сустав играет важную роль. Движения верхних и нижних конечностей, использование выброса (фа) — всё управляется тазобедренным суставом. Например, форма «Разделить гриву дикой лошади». В ней используются три вида усилий-цзинь: цай, ле, као. Если отсутствует согласованная работа тазобедренного сустава, то не появится сила, энергия (ци) поднимется вверх, будет отсутствовать укоренение. Тазобедренным суставом нужно собрать силу, а поясницей направить эту силу, тогда три вида усилия-цзинь объединятся, и движение получится мощным, как пружина. При выполнении люйцзинь необходимо сделать упор на вращение внутрь тазобедренного сустава. Если выполнять это иначе, то только руки будут двигаться вверх, а силы в движении не будет.

2. Коленный сустав.

При стойке гунбу колено не должно выходить за носок стопы, а также не должно находиться над голеностопным суставом. Правильное положение коленного сустава при проекции на стопу — посередине между пяткой и носком. Сзади стоящая нога не должна быть полностью выпрямлена, а лишь чуть согнута в коленном суставе. При стойке на одной ноге колено также остаётся чуть согнутым. Коленный сустав во время практики стремится слегка внутрь и соотносится с локтевым суставом.
Коленом можно давить нижние конечности противника, закрывать противнику голень. Можно нанести удар коленом в пах или низ живота.

3. Голеностопный сустав.

Голеностопным суставом в бою можно закрыть или подцепить ноги противника. Голеностопный сустав должен согласовываться в движениях с коленным и тазобедренным суставами.

4. Стопа.

Стопа – корень всего тела. Большой палец стопы указывает направление движения. Если направление большого пальца задано неверно, то все движения станут неустойчивыми, а методы тела разрозненными. Поэтому очень важно в движениях располагать стопы правильно.
В стойке гунбу большой палец впереди стоящей ноги расположен прямо по направлению движения, а большой палец сзади стоящей ноги – под 45 градусов. Данное положение позволит приобрести устойчивость и силу в движениях.

Глава III. Голова и позвоночник.

1. Голова.

Макушка головы должна быть «пустой» и «подвешенной». «Подвешенная макушка» означает, что мышцы головы расслаблены, мысли и чувства — свободны от волнений, спокойный настрой, естественным образом влияющий на выражение лица и вызывающий на нём лёгкую улыбку.
В бою голова может использоваться для ударов (да) по противнику. К примеру, если противник подходит со спины, я вытягиваю тело, немного отклоняюсь назад и бью затылком ему в нос. Если противник находится близко спереди, я вытягиваюсь вверх и бью лбом сверху вниз в грудь или нос.

2. Туловище и позвоночник.

Стержнем туловища является позвоночник, состоящий из 33 позвонков, разделённых на 5 отделов. Шейный отдел включает в себя 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый — 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4 позвонка. В грудном отделе расположены 12 рёбер, которые спереди соединены с хрящами. Нижние 11-е и 12-е рёбра – «плавающие», т.е. не соединены с хрящом.

3. Шейный отдел позвоночника.

Есть фраза «задняя часть шеи трётся о ворот». «Трётся» означает, что задняя часть шеи, расслабленная и прямая, слегка прижимается к вороту одежды. Во время того, как шея «трётся о ворот», остистые отростки позвонков постепенно выравниваются и тело становится прямым. Постоянно обращая внимание на именно такое положение шеи, мы способствуем тому, что переднесрединный и заднесрединный меридианы становятся свободными от застоя. При этом кровь и ци смогут естественно циркулировать. Этот эффект достигается практикой мысли, а не силой. Шею нельзя наклонять влево и вправо, держать только ровно.

4. Грудь и спина.

Во время смены пустого-полного (сюй-ши), большой позвонок (точка Дачжуй) вытягивается чуть вверх, мышцы спины, связанные с крестцовой костью, вытягиваются вниз, — это и есть вытягивание сухожилий и костей тела.
Грудь вобрана, спина покатая, большой позвонок – вверх, пустая подвешенная макушка, мышцы спины вытянуть немного вниз, — это вытягивание позвоночника.
Требование «грудь вобрана, спина покатая» — две стороны одной монеты. Эти требования нужно выполнять, используя мысль и дыхание, нельзя делать это, используя силу.
В бою грудью можно изменить (хуа) силу противника, выполнить запечатывание или захват его конечностей. Если противник касается моей груди ладонью, я сворачиваю грудь, слегка вращаясь, энергию-ци опускаю вниз живота — тогда можно запечатать его лучезапястный сустав.
Требование «спина покатая» означает вытягивание позвоночника вверх, что добавляет подвижности во время  вращения, а также силы плечам и нижним конечностям. В бою, если противник подходит ко мне сзади, можно использовать спину. Я выполняю шаг назад, захватывая стопой его ногу, а затем использую опирание (као) спиной в грудь противника. Также спиной можно выполнить захват. Когда противник ладонью горизонтально давит мне на спину, тогда я спиной выполняю пэнцзинь и вращаю тело. Таким способом можно травмировать суставы его запястья.

5. Поясница и живот.

Поясница является корнем силы всего тела. Поэтому очень важно правильно использовать поясницу. В каждой форме посредством поясницы происходит собирание и выброс усилия-цзинь.
Необходимые требования к пояснице при практике: расслабить (сун), погузить (чэн), выпрямить и не наклонять — тогда нижние конечности будут крепкими, внутреннее усилие-цзинь станет подвижно изменчивым, в верхних конечностях повысится вращение и тяжесть, тело не будет раскачиваться. Если поясница не выпрямлена, а средняя ось скривлена, тело будет раскачиваться, не будет устойчивости и силы.

Вращение поясницы всегда согласуется с вращением в тазобедренном суставе. Термин «вращение поясницы» говорит не только о вращении одной поясницы, но и о вращении тазобедренного сустава.

Движения поясницы являются главными при практике комплекса, туйшоу и во время боя. Мастера тайцзицюань говорят: «Ладонь, запястье, локоть, плечи, спина, поясница, бёдра, колени, стопы – 9 кусочков усилия-цзинь». Все эти 9 усилий-цзинь исходят от поясницы. Восемь усилий-цзинь или восемь методов – все опираются на движения поясницы и таза. Люйцзинь опирается на вращение поясницы, если нет — люй не получится.

При использовании пэнцзинь – если руки выносятся вперёд с пэн, но отсутствует опирание назад на поясницу, то нет пэн. Во время цзицзинь и аньцзинь руки ударяют вперёд, во время этого необходимо опереться на 2-й и 3-й позвонки поясницы, выгибая их назад в лук (точка Минмэнь – назад, это добавит взрывную силу). Это сделает цзицзинь и аньцзинь очень сильными. Цай, ле, чжоу и као – 4 усилия-цзинь по диагонали, также нуждаются в движениях поясницы. Движения поясницы – эта сила является фундаментом, если сила не будет всплывать вверх – это называется «двинулось одно – двинулось всё» (усилие-цзинь всего тела ). При выбросе использование движения поясницы происходит по необходимости, сколько нужно.
Внизу живота находятся средний и нижний обогреватели. Во время практики необходимо соединить все три части: верхнюю, среднюю и нижнюю – это полезно для здоровья.

Во время практики низ живота необходимо расслабить и успокоить, таким образом ци опустится в Даньтянь (Даньтянь расположен на переднесрединном меридиане между точками Цихай и Гуаньюань). Ци опускается не силой, а расслаблением и покоем. Поэтому мастера говорят: «Внутри живота должно быть расслабление и покой, тогда энергия-ци свободно циркулирует». Расслабление и покой для низа живота очень важный момент.

В бою, если энергию (ци) опустить в Даньтянь, можно укрепить нижние конечности и изменить (хуа) усилие-цзинь противника. Когда низ живота подбирается, становятся подвижными поясница и тазобедренный сустав, меняется сила. Если противник попытается толкнуть ладонью низ моего живота, я, почувствовав направление его силы, подбираю низ живота и вращаю поясницу, — это может привести к запечатыванию его запястья. Если противник касается плотно моего тела, мой живот касается его живота, я опускаю энергию (ци) вниз, затем резко произвожу выброс усилия-цзинь низом живота — противник отлетит как мяч от стены.

6. Крестец.

При практике комплекса крестец должен быть выпрямлен с поясницей в вертикальное положение, тогда поясница осаживается и выпрямляется и верхняя часть тела также выпрямляется. Во время практики крестец нужно подбирать внутрь.

7. Копчик.

Копчик необходимо выпрямить, с телом и поясницей он должен быть вертикально на одной линии впереди с меридианом Жэньмай. При практике копчик служит рулём, а в бою – указывает направление.

(продолжение следует)