Упрощенный Тайцзицюань …
Инфантильность в Тайцзи… или так уж прост упрощенный Тайцзицюань?!
Есть все же разделение боевых искусств, по мнению китайцев, на ушу и тайцзи. По крайней мере, явно выраженное различие определяется самим видом этих искусств, хотя можно соглашаться или нет с этим утверждением. Но разница очевидна даже для непосвященного. А вот как раз с »посвященными» и возникает недоразумение. Медленность и мягкость исполнения »форм» порождает ложное чувство легкости постижения Тайцзи. Изящество и простота применения »форм’‘ притягивает, как магнитом, тех, кто хочет, но не может (по разным причинам) противостоять более сильным или тренированным противникам. Обманчивость Тайцзи и в оздоровительном эффекте — мысль ведет ‘ци’ и т.д.
Становится понятно, что Тайцзи — удобное прибежище для интеллектуалов, не желающих ‘пахать’ физически или убедившихся, что привычными методами самообороны (бокс, каратэ, …) за себя постоять не могут. Но вот доказать реальное преимущество Тайцзи, как боевого искусства, »посвященные» не могут по причине излишнего умничанья. Причем умничают красиво, толково, информативно, но … Вот слушаешь их, читаешь, а как доходит дело до выражения теории в практике, хочется плакать. Иначе говоря, уж лучше бы не показывали, то есть не выражались.
Одна из проблем заключается в несоответствии форм при одиночном исполнении их прикладному выражению. (Пока умолчим о качестве одиночного исполнения.) Если уж в форме показываешь гунбу, то будь добр, покажи, как это же гунбу работает практически. Если в форме выполняется наклон корпуса в ударе или толчке, то примени его, но избегание использования характерных »фишек» стиля при парной работе наталкивает на мысль о глобальном непонимании »посвященным» не то, что стиля, но и самого направления.
Воспринимать Тайцзи как некую разновидность ушу или в более широком смысле, как еще один вид боевого искусства, также не верно, как относить Тайцзи к одному из видов цигун. Утверждать, что Тайцзи и то и другое, тоже не соответствует истине, потому что есть и третье и четвертое …
Кстати, музыка, живопись, как виды искусства, говорят, не только радуют, но также и лечат, и не только душу…
Использовать Тайцзи, как подспорье, в комплексном »оздоровлении личности» тоже можно. При условии, что преподносящий Тайцзи, будет понимать, что это такое… Правда, Тайцзи не может быть довеском, слишком уж емкое во всех отношениях украшение, либо затеряется из-за невыразительности и испортит общее впечатление ( »а что это было и зачем это») или затмит собой все (на моей памяти редко, но случалось и такое).
Так чем же плох или/и хорош упрощенный Тайцзицюань, с которого начинается знакомство простого человека с искусством Тайцзи? .. Ответ может быть кратким, может быть развернутым, в зависимости от желания вопрошающего знать и желания отвечающего делиться.
Но началом координат в данном вопросе стоит обозначить не то, что »делает» человек с помощью Тайцзи, подразумевая ту или иную функциональность, а то, что »проявляет» или »манифестирует» само Тайцзи, его изначальное качество.
При таком подходе сознанию, или лучше сказать — уму, отводится роль наблюдателя или контролера, но никак не главного »действующего лица», управитель — гораздо ниже!
Может поэтому »посвященным и просвещенным» так не нравится техническая сторона Тайцзи, ведь сказано и запечатлено — мысль ведет ци, следовательно приоритет и лидерство ума постулированы, а те, кто говорит о »геометрии, пропорции, форме, …» всего лишь компенсируют отсутствие »прямой передачи традиции» спортивными достижениями. Иными словами, разве можно так нагло утверждать свое превосходство над почитателями традиции не головой и сердцем, в которые передано таинство от Мастера, а всего лишь стремлением точно соблюсти требования к исполнению Тайцзи?
Если сместить акцент понимания Тайцзи от стремления объяснить или понять к стремлению исполнить, то и вопрос, кто прав в понимании сути феномена Тайцзи, решится корректно. Сам по себе конфликт в понимании Тайцзи исчерпывается, если становится понятен ответ на вопрос о том, кто выигрывает или кому и почему удобен тот или иной подход в освещении »правильности» Тайцзи. Нет смысла упорствовать в стремлении переубедить сторонников противоположной точки зрения по одной простой причине — каждый выбирает самое удобное и приемлимое для себя объяснение. А вот ключевым пунктом является возможность и наличие »выбора».
Итак, выбор …
Желание поскорее выучить Тайцзицюань и начать его применять настолько доминирует в сознании начинающего любителя, что его поведение напоминает ребенка, который, заполучив в руки какой-нибудь понравившийся инструмент, уверен, что уже может использовать его на уровне мастера, а все вокруг просто обязаны восхищаться его умением. С одной стороны, это умиляет, с другой, вызывает, мягко говоря, недоумение. Аналогия с ребенком в данной ситуации весьма занятна, потому что сразу может вызвать нужную и удобную для защиты подобной позиции ассоциацию с соответствующим параграфом «Дао дэ цзин«. Да вот только дети бывают послушные и не очень, склонные к обучению и капризные … И когда не получается желаемый результат, то в неудаче будут виноваты все, кроме злополучного неудачника.
Вначале Тайцзи предлагалось как запоминание последовательности движений (а точнее форм-позиций) с расшифровкой каждой позиции, исходя из способностей тренера-наставника выполнить сам приём, или точнее выразить одиночную форму через парную работу. Набор требований-правил к исполнению Тайцзи старательно присоединялся к выполняемому комплексу и, казалось, вот оно — счастье! Запомнил 24 формы упрощенного Тайцзицюань (слово «упрощенный» не приветствовалось в употреблении) и уже можешь достигнуть «здоровья лесоруба». Если при этом запоминал еще и какой-нибудь комплекс цигун, выучил более длинную последовательность (например 40 или 48 форм), то можно было смело жить, надеясь, если не на бессмертие, то на долгую жизнь точно.
Неудовлетворенность полученным знанием, а где-то и чувство самокритики, не позволяло все же почивать на лаврах, потому что при проверке качества освоенного мастерства с представителями других направлений оказывалось, что Тайцзи почему-то не работает, как Тайцзи, а точнее — вообще не работает. А если не работает, как боевое искусство, то может и как оздоровительное приложение — всего лишь выдумка … А уж в качестве мистического искусства даосов представляет собой всего лишь красивый миф?!
Разбрелись в поисках истины немногие из оставшихся почитателей Тайцзицюань по городам и весям — не только на севере (России, например) и на западе (Европа), но и на востоке (в Китае) стали подыскивать себе по душе Мастеров, которые откроют сокровенные тайны Искусства Великого Предела.
Новые комплексы, новые направления, новые имена, новые методики …
Но 24 формы упрощенного Тайцзицюань остались! Остались, как тест, который составили в 50-х годах прошлого века, остались как законченная композиция, как своеобразный манифест медленного плавного созерцания и выражения своего внутреннего мира на поверхности земного шара, врашающегося с запада на восток … Это потом, позже из 24 форм сделали 10 и 16 форм, также, как в свое время было проделано со 108 формами. Короткие, лаконичные этюды, сотканные из перетекающих движений, позволяющие продемонстрировать мастерство владения не только внутренним «Я» в огромном пространстве, но и той тончайшей субстанцией, возникающей на грани между Человеком и Миром. Субстанцией, которая и является представлением-выражением Великого Предела — Тай Цзи. Умение настроить и согласовать свои колебания с колебаниями внешнего через ритм формы — это и есть мастерство Тайцзи.
Любопытно, что даже неискушенный зритель отчетливо видя разницу между правильным и неправильным исполнением Тайцзи, замечая фальшь-неискренность, подчас не в силах объяснить причину своего недовольства-неудовлетворенности. Мистика? Отнюдь! Всего лишь неосознанное понимание неправильности поз-форм и их изменений с точки зрения человека прямоходящего. Скажем иначе, постижение должно идти по цепочке непривычное-неудобное-естественное, но не останавливаться в какой-то фазе недосказанности и недопонимания.
При соблюдении требований настраивается дыхание, распускаются мышцы, открываются суставы, проясняется взгляд, успокаивается сердце и ци спокойно течет в каналах, трансформируя наше тело. Ум всего лишь наблюдатель-контролер, который дав задание создать форму, в дальнейшем не мешает форме преобразовывать тело, выставляя его в естественное положение при заданных внешних условиях.
Малое количество форм … Весьма смутным приближением будет сравнение 108 форм с гаммой, допустим, на 3 октавы, а 24 форм с арпеджио. В арпеджио исполняются не все ноты гаммы. Но как красиво арпеджио само по себе! А ведь каждая нота должна быть именно нотой, независимо от ее положения в композиции. Также и форма-позиция … Она тоже должна быть отражена единственно верным способом, она должна быть узнаваема по своей тени, и самое невероятное допущение — она должна быть плоть от плоти такой же формой, как и все другие, независимо от положения ног, рук и корпуса … Да, её можно да и нужно назвать своим именем, но она все равно останется формой тела в заданных условиях и потому для сохранения своих свойств должна быть естественной и удобной, должна дышать, вибрировать, подстраивать свои колебания под изменения внешнего мира. И вот тогда Тайцзи будет проявлять свои знаменитые магические качества — одолевать силу слабостью, малым побеждать большое, изгибать прямое и выравнивать кривое — легко, непринужденно, красиво!